Ввод в эксплуатацию первой ветки "Северного потока" - техническая и политическая победа Москвы, признают западные СМИ, новый газопровод эффективно устранит угрозу сбоев в поставках газа из России. Но ЕС не в силах скрыть беспокойства из-за сильной зависимости от "Газпрома". У проекта есть и экономические риски: рынки захватывает сжиженный газ, считают эксперты.
Во вторник президент России Дмитрий Медведев и канцлер ФРГ Ангела Меркель в Германии, в Любмине, приняли в эксплуатацию газопровод, соединяющий напрямую Россию и Европу, сообщает итальянское деловое издание Il Sole 24 Ore. "На торжественной церемонии открытия газопровода "Северный поток" также присутствовали премьер-министр Франции Франсуа Фийон, его голландский коллега Марк Рютте и европейский комиссар по энергетике Гюнтер Эттингер. Франция и Нидерланды стали странами, присоединившимися к консорциуму, в состав которого входят "Газпром" и немецкие группы Wintershall и E.OnRuhrgas", - говорится в статье.
"Северный поток" проложен по дну Балтийского моря от Ленинградской области до северных берегов Германии, его протяженность 1224 км. После сооружения второй нитки осенью 2012 года мощность составит 55 млрд кубометров газа в год.
Комиссар ЕС по энергетике Эттингер, защитник проекта Nabucco, газопровода, который должен обеспечить Европе альтернативные поставки природного газа, все же признал, что "потребности Европы в газе будут только возрастать, и "Северный поток" становится важным звеном в их обеспечении". Он также выразил надежду на то, что сотрудничество между Брюсселем и Москвой будет "прозрачным", - пишет газета.
В выступлениях на торжественном открытии газопровода "Северный поток" Меркель, Фийон и Медведев подчеркнули растущее значение России для европейской энергетической безопасности и оптимистично высказались об углубляющейся энергетической взаимозависимости, отмечает The Wall Street Journal. Между тем мероприятие прошло на фоне постоянных трений между Россией и некоторыми европейскими лидерами после недавних расследований и арбитражных тяжб, указывают журналисты. Так, в сентябре антимонопольные службы ЕС провели в офисах "Газпрома" обыски, напоминает издание.
Комиссар ЕС по энергетике Гюнтер Эттингер заявил, что блок заинтересован в транспарентных отношениях с Россией в рамках единого европейского рынка нефти и газа. Однако на этом рынке действуют нормы, цель которых - не допускать господства компаний типа "Газпрома", контролирующих все этапы от добычи энергоносителей до поставок конечным потребителям, говорится в статье.
Российский президент со своей стороны, сказал, что Россия обеспокоена курсом ЕС на рынке энергоносителей. Он выразил надежду, что для сотрудничества не будет "никаких искусственных барьеров".
В Брюсселе и других европейских столицах чиновники не в силах скрыть беспокойства из-за сильной зависимости от "Газпрома", развивает тему в блоге на сайте The Wall Street Journal журналист Джейкоб Гронхолт-Педерсен. ЕС публично поддержал "Северный поток", но России нелегко добиться поддержки проекта другого газопровода - "Южный поток". Две недели назад министр энергетики РФ Шматко сказал, что переговоры зашли в тупик - стороны не смогли договориться, какие нормы регулирования ЕС должны распространяться на этот проект.
Тем временем ряд крупнейших европейских клиентов "Газпрома" требует снизить цены по долгосрочным контрактам, привязанные к ценам на нефть. Турция пока не дала разрешения на прокладку "Южного потока" по дну Черного моря, а также подумывает о разрыве одного из своих долгосрочных контрактов с "Газпромом".
Запуск "Северного потока" наверняка изобразят как знак укрепления сотрудничества, но на деле "Газпром" подвергается нажиму в Европе, впервые столкнувшись с сурово действующим ЕС, заключает автор.
"Став несомненным торжеством технической мысли, в экономическом плане газопровод может и не оправдать ожиданий", - пишет в статье на сайте SPIEGEL ONLINE Флориан Дикманн. Насколько оправдан демонстративно выставляемый на всеобщее обозрение оптимизм? "В то время как многие опасаются увеличения зависимости Германии от российского газа, рынок находится на переломном этапе, который может привести к уменьшению аппетита к российскому газу", - пишет автор, считая неминуемым переход на сжиженный газ. Сегодняшние "тенденции беспокоят российских стратегов: газ все чаще перестает быть предметом долгосрочных договоров - цены на спотовых рынках постоянно меняются. Газовый рынок превращается из регионального в глобальный: времена, когда покупатель завязан на одном поставщике, похоже, скоро уйдут в прошлое".
"С российской точки зрения "Северный поток" - отличный способ лишить страны-транзитеры эффективного средства давления: уже дважды - в 2006 и 2009 годах, зимой - Украина перекрывала газовый вентиль, чтобы вынудить Россию пойти на ценовые уступки. Теперь Европе не придется опасаться, что она может остаться даже временно без важного энергоресурса", - говорится в статье.
Между тем с экономической точки зрения, продолжает автор, "Северный поток" - рискованное предприятие. Во-первых, реальная стоимость проекта составила не 7,4 млрд евро, а все 8,8 млрд. Глава "Газпрома" Алексей Миллер объясняет это финансовым кризисом. Кроме того, для получения газа с Балтийского побережья в Передней Померании в Германии были построены еще два трубопровода в направлении Чехии и Нидерландов - каждый из них обошелся в миллиард евро. Консорциум не прогнозирует, когда эти расходы окупятся, замечает Дикманн.
Россия и Германия ввели в эксплуатацию спорный газопровод на севере Европы, пишет Хуан Гомес, обозреватель испанской El Pais. Украина и Польша протестовали, глава польского МИДа Сикорский даже сравнил "Северный поток" с пактом, согласно которому Гитлер и Сталин тайно разделили Польшу в 1939 году. Польша сочла, что ее пытаются оттеснить на обочину в переговорах о нефти и газе. Но больше всего пострадала Украина, считает журналист: украинская сторона утратила рычаг давления на Россию на переговорах о ценах, а также часть доходов от транзита газа.
"Украинский фактор" побуждает Кремль работать и над проектом газопровода "Южный поток". Правда, предполагаемая стоимость этого газопровода выросла вдвое, так что он окупится лишь через многие годы. По мнению экспертов, именно цена станет аргументом в пользу конкурирующего проекта - Nabucco, который обойдется дешевле и не будет пересекать российскую территорию, говорится в статье.
|